blackyy

как играют на арфе в Ирландии - 3

Продолжаю публиковать перевод статьи
Хелен Лоулор Перспективы искусства игры на арфе в Ирландии, 2012. - часть 3
первая часть доступна по ссылке http://sj-hayworth.livejournal.com/299045.html
вторая часть доступна по ссылке http://sj-hayworth.livejournal.com/299411.html
Статья переводится и публикуется с прямого разрешения Хелен и издательства SONUS (SONUS gives permission to publish it). Замечания и комментарии приветствуются, при цитировании и перепечатки статьи ссылки на Хелен (Lawlor, Helen (2012) Perspectives on Irish Harping, 2012. Sonus, 33 (1). pp. 33-50), меня и на этот журнал обязательны.

Возраст
Возрождение традиции игры на арфе началось в 1950-е годы, когда арфа начала приобретать популярность как инструмент, аккомпанирующий пению; вторым шагом стало появление в 60-х годах сообщества Cairde na Cruite и популяризации музыки для ирландской арфы, а третьим можно считать возникновение  интереса к народному стилю игры на инструменте, начиная  с 80-х годов 20-го века. Одной из главных целей при создании Cairde na Cruite было сделать преподавание ирландской арфы более доступным. Эта цель была достигнута с помощью создания ежегодной летней школы для арфистов (начиная с 1985 года) и создания учебных материалов, доступных для обучающихся арфистов[10]. Эти материалы оказались очень ценными для обучающихся, так как до их публикации доступность репертуара для ирландской арфы, особенно - педагогического, была сильно ограничена. Дон Финнерти проанализировала педагогический репертуар для ирландской арфы в своей магистерской диссертации (2010) и доказала его значимость для передачи традиции игры на арфе[11].

Сегодня многие учебные заведения предлагают обучение на арфе, среди них можно отметить Консерваторию Музыки и Драмы DIT (Дублин)*, Королевскую ирландскую академию музыки (Дублин), Колледж Кайлемор (Дублин), сеть филиалов Comhaltas Ceoltóirí Éireann** в Ирландии, Великобритании и США, Школу арфы в Мите (Мит), Центр Ирландской арфы (Лимерик), а также многие другие школы по всей стране. Активная сеть  контактов между преподавателями арфы является жизненно важной для существования и передачи традиции игры.
Результаты опроса представлены в таблице ниже.

Таблица 1 Возрастной профиль
Возрастной диапазон     Процент
0-12                                          8%
12-18                                        31%
19-25                                        22%
25-30                                        4%
30-40                                        9%
40-50                                        3%
50+                                           19%
Н/У                                            4%


один случайный сэмпл с арфовой школы в Термонфекине - все, кроме переводчика статьи попадают в указанные самые большие диапазоны :))
Самой большой группой является группа 12-18 летних; она представляет учащихся средней школы, которые  скорее всего  обучаются на регулярной основе. Второй по размерам группой является группа 19 - 25 летних, представляющая в основном учащимися университетов. Нет ничего неожиданного в том, что 61% опрошенных оказался моложе 26 лет. Скорее всего сыграли роль две причины. Поскольку опросник распространялся через преподавателей арфы, он, конечно, очень эффективно достиг именно группы обучающихся. Второй причиной является рост популярности инструмента в Ирландии. Этапы возрождения, сменяющие друг-друга на протяжении последних 60-и лет укрепили традицию и способствуют все большей популярности арфы.

продолжение следует

Примечания
10. Mercedes Bolger & Gráinne Yeats, Sounding Harps (Dublin, Cairde na Cruite 1990-1998); Sheila Larchet-Cuthbert, The Irish Harp Book, (Dublin, Mercier Press, 1975); ,Aibhlín Mc Crann, Áine Ní Dhubhghaill, & Anne-Marie O‟Farrell, Rogha na gCruitirí, Harpers’ Choice (Dublin, Cairde na Cruite 2010).
11. Dawn Finnerty, Irish Contemporary Harp Music (MA Thesis, Dundalk Institute of Technology, 2011).

Примечания переводчика
* Во время своих гастролей в Дублине, мне довелось послушать учащихся-арфистов этого учебного заведения (класс Denise Kelly Mc Donnell), и посмотрев/послушав  ее учеников,  я могу сказать, что это был один из самых близких мне и, как мне кажется, правильных подходов к обучению и на леверсной и на педальной арфе (они играют на обеих), равно как и сочетанию техники и стилистике игры на обоих инструментах. Впрочем, про соотношение письменной и устной традиции преподавания, равно как и взаимоотношениях педальной/леверсной арфы в современной Ирландии др. Лоулор рассказывает дальше в своей статье, оставайтесь с нами!
** https://comhaltas.ie, организация, призванная распространять ирландскую музыку и культуру по всему миру.
Получается, опросник не очень надежный (раз через учителей, то до многих взрослых активно играющих он просто не дошел) или действительно после школы-института, когда пропадает давление старших, многие бросают инструмент?
На самом деле у меня тоже этот вопрос возник, и я его Хелен задам. Потому что по статье получается вообще какой-то странный вывод, что вот мы прямо сейчас присутствуем при эпохальном моменте генерации поколения, то есть нынешних взрослых (моих ровестников, между прочим!) эта волна еще не захватила, но вот дальше будет полный феерверк! Мне все-таки кажется, что тут есть потеря как минимум на уровень выше, а может - и на два, до 40-летних, хотя я очень надеюсь, что не права.